Открытым остаётся вопрос об истории воинского захоронения в селе Торговом.
Документов о том, когда происходило захоронение советских воинов в братскую могилу и списка захороненных в ней, выявить пока не удалось. Так же не удалось выяснить судьбу захоронения после того, как село Торговое перестало существовать.
Братская могила в селе по всей видимости была устроена в конце Декабря 1942 года, или в начале Январе 1943 года. Предположительно в ней были захоронены воины 613 стрелкового полка, погибшие при налёте авиации противника на колонну полка 29 Декабря 1942 года.
О захоронения примерно 20 солдат в с. Торговом, погибших в результате налёта немецкой авиации, на другой день после освобождения села, рассказывала в начале Февраля 2017 года, свидетель тех событий, уроженка села Торгового Бондарева (Гирина) Мария Ивановна (1929 - 2018).
По информации Шевцова Виктора Васильевича вместе с бойцами в братской могиле был похоронен Картунов Мартьян Васильевич, расстрелянный немцами на балке Анхара.
Позже в братскую могилу был перенесён прах советского бойца, похороненного на берегу р. Загесты.
Возможно, это Пивоваров Алексей Яковлевич - "младший сержант, 657 штурмовой авиационный полк, мастер авиавооружения, 1922 г.р., г. Калинин, 01.08.1942 г. умер от ранения при налёте авиации противника, похоронен около пруда в парке с. Торговое, Заветновского р-на, Орджоникидз. края". Из именного списка безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 4-й Воздушной Армии за август 1942 г., от 7 Сентября 1942 г. № 306226.
Заметка в газете «Социалистическая степь» № 28 от 6 Марта 1960 года, Русская женщина. В заметке речь идёт о смертельно раненом бойце летом 1942 года в бою под с. Торговым и похороненном Марией Петровной Гириной.
На сколько мне известно никаких боёв летом 1942 года в районе села Торгового не было. Посему смею предположить, что в заметке «Русская женщина» речь идёт о факте ранения и захоронения Пивоварова Алексея Яковлевича. Автор заметки Г. Хрустьев по каким-то причинам изложил эту историю на свой лад. Разумеется, предположение не есть доказательство, но к нему нельзя относиться пренебрежительно, пока не выявлены и не проанализированы документы о событиях тех дней.
Что касается Орджоникидзского края (ныне Ставропольский край). По некоторым данным (для проверки коих надо работать в архиве МО, г. Подольск), 657 штурмовой авиационный полк, 265 авиадивизии, 4-й воздушной армии в конце Июля начале Августа 1942 года базировался на аэродроме в районе с. Заветного, с. Торгового. В Августе того же года 657 ш. а. п. перебазировался в Орджоникидз. край.
Косвенными подтверждениями о базировании этого полка на территории Заветинского района служат захоронения служащих этого полка в овцесовхозе № 9 (х. Никольский) и х. Алексееве погибших в результате авиапроисшествий, то есть не боевых потерь. На кладбище овцесовхоза № 9 похоронен Сынбулатов Сынбулат Буранбаевич, 1919 г. р. Сержант. Пилот. Кадровый военный. 2.8.42 г. при полёте на боевое задание самолёт загорелся в воздухе, лётчик сгорел. И похороненные в саду на против Алексеевского с/с: Рязанцев Андрей Матвеевич, 1918 г. р. Сержант. Пилот. Кадровый военный. 4.8.42г. погиб при авиационной катастрофе; Фесенко Василий Захарович 1916 г.р. Старшина. Механик авиационного звена. Кадровый военный. 4.8.42г. погиб при авиационной катастрофе.
По версии Шевцова В.В. изложенной на 242 стр. его книги «Неизвестная Страна Загеста», «Массовое захоронение солдат РККА в Торговом было сделано в конце июля 1942 г.». Автор ссылается на рассказ Полины Григорьевны Зинченко (Шевцовой). Рассказ же Бондаревой (Гириной) Марии Ивановны он ставит под сомнение. «Автор склоняется к мысли, что она перепутала время года… Прошло семь десятилетий со времени тех событий, и не мудрено перепутать». Всё возможно, только автор опускает очень важную деталь из рассказа Марии Ивановны. Это то, что событие происходило после освобождения села. Почему автор этой версии не допускает мысли, что время события перепутала Полина Григорьевна Зинченко (Шевцова)?! Мне думается, что автор книги «Неизвестная Страна Загеста» запутал сам себя, так как на 239 странице своего труда он приводит рассказ Марии Ивановны в другой интерпретации. «Стоило нашему артиллерийскому подразделению зайти в село, как появился самолёт разведчик «рама». Командир скомандовал: «По коням!» Скоро за деревянным мостом их настигли два бомбардировщика и два самолёта истребителя. Взобравшиеся на дома дети видели, как в степи разворачивался неравный бой. … Убитых солдат было до трёх десятков. Их перевезли в Торговое, выкопали братскую могилу, на дно постелили солому. У всех воинов собрали документы, награды и передали в штаб. Список передали в местный сельсовет. Накрыв шинелями, под ружейные залпы солдат похоронили». Так как я был участником этой встречи с Марией Ивановной у неё дома в с. Кичкино 8 Февраля 2017 г., могу сказать, что приведённый выше текст на 97 % является художественным вымыслом автора. Чего, точно не могла вспомнить Мария Ивановна, так это место захоронения бойцов. Толи оно было сделано в центре села, толи на сельском кладбище.
Главным же доказательством версии захоронения солдат в братской могиле в конце Декабря 1942 года, или в начале Январе 1943 года является запись в журнале боевых действий 613 стрелкового полка: “29.12.42 г. Полк выполнял боевой приказ № 064. В 8.10 полк выступил по маршруту Торговое - Потапенко - ферма № 5 - свх № 19 - вост. окр. Валуевка - Ремонтное. Полк при движении между Торговое и Валуевка подвергся налёту авиации противника. В 14.00 шесть самолётов марки Ю-88 подвергли бомбардировки и пулемётному обстрелу колону полка. Полк понёс потери".
Если это не так, укажите мне другое место братской могилы по маршруту движения полка от с. Торгового до Валуевки! На сколько мне известно и в с. Валуевке нет братской могилы времён ВОВ.
Данные имеющиеся о Братской могиле в селе Торговом.
1. 6 ноября 1950 года Василий Егорович Воликов в своём стихотворении «Центр с. Торгового» достаточно подробно описывает Братскую могилу.
2. Фотография Братской могилы датированная 1956 годом.
3. АКТ технического осмотра исторического памятника (могилы) от 20 Августа 1956 года.
4. Паспорт исторического памятника Братская могила воинов, павших в Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Составлен 1 Сентября 1956 года. (Памятник обследован 20 Августа 1956 г.)
5. Охранное обязательство по историческому памятнику (могиле). Братская могила воинов, павших в Отечественной войне 1941 – 1945 гг. в с. Торговом, Куприяновского сельсовета. 1 Сентября 1956 года.
6. Паспорт исторического памятника (не здания). Место захоронения воинов, павших в Великую Отечественную и гражданскую войны. (Дата отсутствует. Памятник расположен на территории Куприяновского сельского совета, совхоза «Степновский». Составлен он позже Паспорта составленного 1 Сентября 1956 года.)
К сожалению, в документах нет списка погребённых бойцов. Так же не известна судьба Братской могилы после того, как с. Торговое перестало существовать.
Возможно, этой информацией располагает Заветинский музей? Надеюсь, что со временем на эти вопросы будут даны ответы. Тем более в данное время коллектив авторов работает над книгой «Книга Памяти Заветинского района», в этой работе будут по мере возможности учтены все уроженцы и жители Заветинского района, погибшие и пропавшие без вести на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов и погибшие на территории Заветинского района воины РККА.
Возможно у кого-то из посетителей сайта есть информация о Братской могиле села Торгового, интересно с ней ознакомится. Также будет хорошо если поделитесь своими мыслям по данному вопросу.